Возражение – На что молится святым! Бог и без них может спасти нас.
Ответ – Правда, спасти нас может один Бог. Но стоим ли мы того, чтоб Он спас нас? Исполняем ли мы заповеди Его? Любим ли мы Его так, как должно любить своего Творца и Спасителя?
Если мы любим Бога, то должны любить и Его Пречистую Матерь, и другов Его - святых, которые всю жизнь свою посвятили на служение Ему, терпели страдания за Него, жертвовали Ему всем, и столько угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения и в жизни своей и по смерти.
Как же возможно не прославлять святых, когда Св. Писание говорит: "Хвалите Бога в Святых Его" (Пс.150); "Слава сия будет всем преподобным Его" (Пс.149); "Память праведнаго с похвалами" (Прит.10). А в Евангелии сама Преблагословенная Богородица глаголет - Се бо от ныне ублажат Мя вси роди (Лк.1).
Если мы чувствуем свою греховность, свое недостоинство пред Господом - "Его же трепещут Херувимы и Серафимы", то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему.
Мы видим из Св. Писания, сколь полезна нам молитва святых; сам Бог глаголет: "Идите к рабу моему Иову... и помолится о вас; точию лице его прииму" (Иов.13) и Апостол пишет: "Много бо может молитва праведнаго поспешествуема" (Иак.5,16).
Если Ап. Павел просил верных молиться за него (1Сол.5; Кол.4), и почитал это нужным для себя, то кольми паче для нас грешных необходимы молитвы святых.
Еще в Ветхом Завете мы видим, что Ангелы были всегда помощниками человекам, и что их призывали в молитве: так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: "Ангел, иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия" (Быт.48); и Ангел Товии глаголет: "Аз приношах память молитвы вашея пред святаго... Аз есмь Рафаил, един от седми Ангел иже приносят пред славу Святаго" (Тов.12). Тогда праведное семейство, падши на землю, поклонилось вестнику небесному! - и Ап. Павел пишет: "не еси ли суть служебные дуси, в служение посылаемы за хотящихся наследовати спасение" (Евр.1). Как же нам не молить этих добрых помощников, этих хранителей Ангелов, которых дает нам Бог? Если Ангелы слышат молитвы верных, то уже конечно слышат нас и Св. Угодники Божии, ибо Господь сказал: "Сподобльшиеся век оный улучити, равни суть Ангелом" (Лк.20). Ап. Петр обещает верным молиться за них по кончине своей (2Пет.1,15), и в Апокалипсисе Иоанн пишет: "двадесять четыре старца падоша пред Агнцем, имуще кийждого гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы Святых" (Откр.5,8).
Все Праведные мужи Ветхого Завета, которым являлись Ангелы, преклоняли колена пред ними с благоговейным почтением (Иис.Нав.5; Дан.10 и Лк.24). По какому же праву реформаторы обвиняют нас за то, что мы преклоняемся при молитве к святым? Надобно отвечать этим бедным заблудившим, что есть два рода поклонения, признанных Вселенскою Церковью: одно - называемое греческим словом latria есть поклонение и обожание, принадлежащие единому богу; другое есть поклонение благоговейного почитания, воздаваемое святым, коих молим предстательствовать за нас пред Богом. Все тексты Св. Писания, которые нововводители приводят против этого другого поклонения, относятся только к тому, что не должно боготворить святых; и мы это очень хорошо знаем, ибо Седьмой Вселенский Собор, утвердивший признаваемое от начала всею Церковью чествование святых, вместе с тем осудил тех, которые святых "яко боги призывают".
Точно так же мы видим почитание к мощам святых еще в Ветхом завете: в книге Исхода читаем, что израильтяне вынесли с собою из Египта кости Иосифовы; и в 4 Цар. гл. 13, что мертвец воскрешен был прикосновением к мощам преподобного Елиссея. В Евангелии же Христос укорял фарисеев не за то, что украшали раки праведных (Мф.23), но за то, что делали это лицемерно, как и другие добрые дела, о которых там же упоминает Господь. Почитание к Св. Мощам так велико было у древних христиан, что они при гробах мучеников предпочтительно имели Церкви свои; почему и мы православно соблюдаем повеление Седьмого Собора, чтобы не освящать храмов иначе как полагая частицы мощей мучеников в антиминсы или под престолом.
Святый Амвросий Медиоланский говорит так о мощах: "почитаю, в теле мученическом, восприятые за Имя Христово язвы; почитаю в персти семена вечности; почитаю тело, которое меня наставляет любить Господа, которое меня научает не бояться умереть за Господа!". Таковы чувства, которые должно иметь, чествуя святых!
Несчастны поистине те, которые из суетного мудрования лишают себя ходатайства святых другов Божиих! Несчастнее стократ те, которые не чтут, не молят, не любят Пресвятой Девы Богородицы, которую Господь благоволил избрать в послужение Тайн Своего воплощения в Матерь Себе, Хранительницей Своего младенчества, Свидетельницей Своей Божественной жизни в Крестной смерти, и которую по успении Ее вознес в славу небесную с плотию, как предрек еще Давид "Воскресни Господи в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея" (Пс.131), и как предали нам Апостолы. Бедные! в ослеплении своем не исполняют священного завета матери Божией: "Се бо от ныне ублажать Мя все роди" (Лк.1), и лишающие себя всемощного заступления Той, которую Церковь называет огненным престолом Вседержителя! Как красноречиво говорит о Ней один из пастырей нашей Церкви: "Огнь Божественный, свет благодатный, так проникнул все Ея существо, что Она соделалась Сама сим, в трепет приводящим, таинственным огнем, и учинилась вся святостию очистительною для всех притекающих к Ней с верою и любовию" (Пресв. Иаков Нижегородский).
Умоляю тебя, друг мой, не внимай, пустым и вредным мудрованиям нововводителей, не оскорбляй Бога холодностью к святым Его!