Подробное объяснение Литургии (добавлены аудиофайлы для ознакомления)
Изъяснение Божественной Литургии ( епископ Александр (Милеант))
Размышления о Божественной литургии (Н.В. Гоголь)
Божественная Литургия (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви - Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»).
Святой праведный Иоанн (Кронштадтский): «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».
Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.
Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы 1,5–2 часа.
Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.
В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Двоеслова.
Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.
Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого Поста, с понедельника по среду на Страстной седмице, а также в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мученников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье. Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Литургии не положено совершать по понедельникам, вторникам и четвергам во время Великого Поста, в среду и пятницу в Неделю о Страшном суде (масленица).
В Литургии можно выделить три части:
Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».
Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.
Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.
Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся...» и кончается отпустом.
«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви» (свящ. М. Браверман).
Наиболее важный момент в Литургии – Евхаристический канон. Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.
Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:
1. Praefatio (лат. введение) - начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
2. Sanctus (лат. святой) - гимн "Свят, Свят, Свят...".
3. Anamnesis (лат. воспоминание) - воспоминание Тайной Вечери с произнесением таиноустановительных слов Иисуса Христа.
4. Epiclesis (лат. призывание) - призывание Святого Духа на "предлежащие" Дары.
5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) - молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.
Литургии не положено в следующие дни.
1. В среду и пятницу Сырной седмицы.
2. В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
3. В Великий Пяток, если этот день не совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля по н.ст.), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
4. В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.
Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной».
Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. В наше время желательно причащаться не реже одного раза в месяц, а лучше каждую воскресную литургию.
В нашем храме Литургия служится как правило три дня в неделю: четверг, субботу и воскресенье, если нет на то иных указаний или крупных праздников в остальные дни недели. В четверг и субботу богослужение начинается в 8 утра с Вечерни, в субботу вечером служится Всенощное бдение и в воскресенье в 8 утра служится Литургия, после которой бывает водосвятный молебен.
Там, где нет литургии, нет и Церкви. Церковь начала причащаться раньше, чем начала читать Новый Завет. Мы причащаемся не потому, что так сказано в Новом Завете. Новый Завет христиане первых веков признали потому, что на его страницах они узнали тот же дух, что почувствовали на своих Вечерях.
Каждая литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая литургия есть сама Тайная Вечеря. Мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу, и мы находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим, нет пространственных преград. Поэтому через благодатное действие Святого Духа (а субъектом таинства является Святой Дух, Он совершает это таинство, а не священнослужитель), это нисхождение Святаго Духа на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши – оно истончает толщу времен и пространств, которые отделяют нас от Сионской горницы.
Диакон А. Кураев
Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один - и ты тратишь его на мирские занятия. ... вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога.
Свт. Иоанн Златоуст, " О святой Евхаристии".