Насколько ясно видят ясновидящие
Обращение к астрологам, предсказателям, ясновидящим и т.п. связано с тем распространенным заблуждением, что будущее рассматривается как заранее прописанная, готовая история. Будущее уподобляется тексту, запечатанному в конверт, который не открывается обыкновенному человеку, но который можно прочесть с помощью тайного знания. На самом же деле картина нашего бытия совершенно иная.
Искреннее слово пастыря
Книга Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря» переведена на эстонский язык. Презентация этого издания накануне прошла в Москве. Построенная на основе телебесед патриарха Кирилла со зрителями, эта книга позволит жителям Эстонии на родном языке больше узнать о Православии. Это искренний разговор о вере, столь необходимый сейчас европейцам, ведь религиозная индифферентность одних и антихристианские настроения других во многом определены недостатком знаний об основах христианского вероучения.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед началом молебна в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени
22 апреля 2012 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, перед Храмом Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Радость важнее смеха
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Страдание и Воскресение Христово
Блажен, кто придет и с изумлением будет взирать на борьбу Иосифа, одержавшего победу. Когда пламенем дышали против него красота безумия и льстивый голос срамоты, смежил он глаза свои и угасил пламень красоты, заградил слух свой и посрамил ласкательство безрассудной; и совлекшая с него ризу облекла его славой.
«Ставроанастасима» – крестовоскресные слова. О Воскресении.
Поблагодарим же Господа, Который вывел нас из моря поста и провел с радостью к пристани Своего воскресения. Давайте исследуем, в чем состоит тайна воскресения Христа и Бога нашего, которое совершается непостижимым образом с теми, кто этого желает, как Христос погребается в нас, как во гробе, и как соединяется с нашими душами и воскресает, совоскрешая и нас.
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Светозарная пасхальная ночь являет человечеству полноту Божественной любви, по которой превечный Сын Небесного Отца принял на Себя человеческое естество, исцелил его от болезни греха и, сойдя в адские глубины, сокрушил оковы смерти, даровав нам бесценную возможность единства со своим Создателем и Промыслителем.
Пасха, Господня Пасха
Итак, пришла Пасха, и что можно понять сердцем бьющимся, а не умом холодным? Можно понять, почему Серафим Саровский всем приходившим к нему с некоторого времени говорил: «Христос воскресе, радость моя!»
Разговение без объедения
Вот и наступил светлый праздник Пасхи Христовой. Напряжённые дни Страстной седмицы сменились всеобщей радостью – Христос Воскресе! И, чего греха таить, начали мы, недавние постники, объедаться…
«Отдайте свое сердце Христу»
Когда-то, когда преподобный Варсонофий Оптинский был еще ребенком, некий старец предрек его отцу: «Помни, это дитя будет в свое время таскать души из ада!» И если будущему оптинскому духовнику и старцу было попущено испытать слабость по человеческому естеству, то для того, чтобы быть милостивым и искусным врачевателем людей, погибающих и запутавшихся в тонких сетях современных культурных веяний.
Торжество Православия.
Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу. Вот у Платонова в «Чевенгуре» два чудака ищут самую настоящую партию, чтобы туда записаться и быть полезными для истории и приближения земного блаженства. «Нигде ему точно не сказали про тот день, когда наступит земное блаженство. Одни отвечали, что счастье - это сложное изделие, и не в нем цель человека, а в исполнении исторических законов. А другие говорили, что счастье состоит в сплошной борьбе, которая будет длиться вечно. -Вот это так! - резонно удивился Захар Павлович. - Значит, работай без жалованья. Тогда это не партия, а эксплуатация. Идем, Саш, с этого места. У религии и то было торжество православия".
О борьбе с грехом.
Мы сейчас переживаем, впервые за всю человеческую историю, эпоху, которая стирает границу между грехом и праведностью, между правдой и ложью. Поэтому в грехе не раскаиваются, а нередко грехом еще и бравируют, сознательно полагая грех в основу жизни. Но если грех порождает смерть, то такое мировосприятие и такое поведение означает самоубийство. Речь идет не о самоубийстве человека — это самоубийство человеческого общества..
Если падешь снова, кто знает – встанешь ли?
Слово в неделю первую Великого поста.
Бросил грех — не возвращайся на него. Получил помилование — не подвергайся опять гневу и осуждению. Вступил на правый путь — не уклоняйся с него. Снова будет враг влечь тебя в свою область тьмы — не поддавайся. Будет он ухитряться, чтоб отуманить тебя льстивыми обещаниями, — не вдавайся в обман. Знаешь, как зол грех; знаешь, как трудно одолеть его, - не входи же снова в содружество с ним. Помог тебе Господь, встал ты - стой же и мужайся, и да крепится Сердце твое.
Понедельник 3-й седмицы Великого Поста.
Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост – это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному – воля, а спасенному – рай.
Священное и мирское.
Многие всерьез полагают, будто «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя и последующие споры вокруг него – это проблема одних только христиан. Мало кто знает о том, что кощунство помимо прочего является термином художественной критики и как явление не только оскорбляет чувства верующих, но и представляет собой реальную угрозу любой, в том числе и светской, культуре.
Неделя 2-я Великого поста. Неделя святителя Григория Паламы.
Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный.
Суббота 2-й седмицы Великого поста
Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении сего подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа: «любить друг друга», Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Итак, основанием учреждения сих суббот – любовь.
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам
Отдай Богу свое намерение, свою волю, свое желание быть ближе к Нему – и Бог даст тебе силу для этого. Мы не знаем способа нашего спасения. Благий Бог явит его нам, если мы дадим Ему, так сказать, право вмешаться в нашу жизнь, если мы дадим Ему возможность и свободу вмешаться в нашу жизнь. Бог найдет способ спасти нас. Быть не может, чтобы Он сказал: «Вот, Я для этого человека ничего не могу сделать!»
Четверток 3-й седмицы Великого Поста.
Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии; размышление о смерти, о суде, о геенне огненной.
Среда 3-й седмицы Великого Поста.
Время Великого Поста день ото дня сокращается для христиан. Дни идут своей очередью, приближая нас к неделям праздников Воскресения Христова. Радость ожидания возбуждает наши чувства, и, с другой стороны, грусть охватывает душу, когда совесть говорит сердцу, что мы проводили время поста не так, как следовало бы истинным христианам.
Вторник 3-й седмицы Великого Поста.
Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11).
Пяток 3-й седмицы Великого Поста.
Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»? Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.
Обращение к будущему Президенту России участников расширенного заседания Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 года.
22 февраля 2012 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято обращение к будущему президенту России. Какова главная цель и идея этого документа? Почему он был принят именно сейчас – а не год или два назад? Какие практические шаги необходимы для его реализации? Об этом рассказал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, наместник Сретенского монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов)..
Революция без героев.
Великие события становились следствием мелочных поступков. Не так много тогда было в России революционеров – но свершилось то, что потом определило мировые судьбы в ХХ веке. В основании многих сделанных в те дни шагов лежала та безответственность, которая в решающие моменты обычно и оборачивается трусостью. Прикрывавший трусость обман вел к измене общему делу – делу, освященному исторической традицией и связанному с решением важнейших национальных задач.».
Поучение говеющим в дни Великого поста.
Наше собственное тело - предмет объективной реальности. Наш дух - реальная субстанция. Чтобы питать этот реальный организм, употребляют реальную пищу. Ибо сколько бы мы ни писали и ни читали названий различных яств, ни вызывали бы их образов в нашем воображении, насытить голодное и жаждущее тело мы не сможем. Никакой символики недостаточно для удовлетворения голода и жажды. Точно так же, для такой реальной сущности, как наш дух, совершенно необходимо реальное Брашно - Тело Христово.
Четверток 2-й седмицы Великого поста.
Одни приступают к Богу, как к другу, а вместе и Владыке своему, и приносят Ему песнь и молитву уже не за себя, а в заступление ближних. Другие ищут духовного богатства, славы и большего дерзновения. Иные умоляют Бога избавить их совершенно от их соперника. Другие испрашивают некоторого достоинства. Иные умоляют о совершенном прощении долгов. Некоторые просят освобождения из темницы, а другие наконец разрешения грехов.
Среда 2-й седмицы Великого поста.
Не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?
Вторник 2-й седмицы Великого поста.
Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.
Понедельник 2-й седмицы Великого поста.
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и т.п. Если все это влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы во дни поста.
Что разлучает веру и любовь?
Есть у апостола Павла в его Послании к коринфянам парадоксальная для внимательного читателя фраза: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Толкуя эту фразу, многие богословы углубляются в сравнения духовных даров, рассуждают о степенях веры, о превосходнейшем над верой даре любви…
Пяток 2-й недели Великого Поста.
Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.)
Метафоры отчаяния.
Праздники — это оглушающий, отчаянный крик людей, ищущих вечности. Это безмерная боль людей, знающих, что они умрут. Это содрогание человека перед лицом небытия, бурное сопротивление тех, кто уходит в землю.
Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
В то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах Филарет. Его ученик сообщил, что 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: «Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!»
Праздник обрезания Господня.
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3).
"Должна быть презумпция благородства, а не низости"
Интервью Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета
Рождество. Стихотворение.
В яслях лежит ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.
Рождество. Краткая история.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20).
Рождество Христово: "До" и "После"
В разных культурах слово о Рождестве соединено с разными трудностями. Слово вообще рождается трудно. А если нужно родить слово о Слове, Которое родилось от Девы, то немоты можно ожидать от самого говорливого. Сам дай мне слово, Слове Божий, да и в этом году прославится нами Твоё Пришествие в мир
Слово о том как должно сретать день Рождества Христова
Братия! если сыны века сего, ради временной чести, встречают с таким приготовлением день рождения земного царя своего, то как должны мы сретать день рождения вечного Царя нашего Иисуса Христа, который за наше к Нему усердие наградит нас не временною, но вечною славою, и сподобит нас чести не земного начальства, переходящего к преемнику, но небесного царства, которое не имеет преемника?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Житие
Святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского.
В приближении Рождества
Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества тупо грустить или безвыходно напиваться.
Аскеза в современной православной семье
Мы наблюдаем нарастающую тенденцию к ограничению и умалению роли подвижничества в духовной жизни современной православной семьи: нынешние христиане прибегают к разным хитростям и уловкам — и богословским, и гастрономическим, — чтобы ослабить аскезу или даже «освободиться» от ее обязательности.
Новый год и Рождество
Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ.
Слово на новый год
«С новым годом, с новым счастьем», – приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? Нынешний день чем разнится от вчерашнего или от первого дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет перемена дней и ночей, и не то же ли чередование месяцев и времен года, как было прежде? Разве течение дел не будет ли ново?
Как достучаться до детской души?
Подготовить душу ребенка, живущего в нецерковном окружении, к восприятию христианских истин, подвижничества помогают рассказы о героях, близких ему по времени, – например о героях Великой Отечественной войны. Их подвиги, да и просто страдания наших соотечественников в годы войны дают богатую пищу для размышлений юному человеку.
Святочные гадания о судьбе России
«Заканчивается 2011 год. Его последний месяц был ознаменован бурными политическими событиями, вызвавшими волну дискуссий, в том числе и в православном секторе российского интернета. Высказывались священники, монахи, политики, журналисты, актеры, поэты и певцы. Конечно, эти суждения были и интересны, и эмоциональны. Но все же, понимая, что в стране происходят весьма немаловажные события, редакция сайта «Православие.Ру» обратилась за комментарием к сугубо профессиональному специалисту – признанному не только в России ученому-аналитику, доктору исторических наук, генерал-лейтенанту Николаю Сергеевичу Леонову, который в 1980-е годы возглавлял аналитическое управление внешней разведки нашей страны.
Несколько слов о красоте.
Ныне довольно часто – кстати и некстати – современные «деятели культуры» приводят (что называется, «для красного словца») слова Ф.М. Достоевского о красоте, которая «спасет мир». Однако при этом совершенно не понимают внутреннего авторского смысла давно уже ставшего столь популярным выражения. Ведь слова эти относятся отнюдь не к эстетике.
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ СЕМЬИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ
Жизненные ориентиры воцерковленных супругов, их единомыслие в представлении о нравственности, обязанностях мужа и жены помогают избегать супружеских конфликтов. Недавно проведенное социологическое исследование показало: православная модель брака более благополучна, а воцерковленные супружеские пары более удовлетворены своим браком, чем супруги неверующие.
Щит Руси на берегах Невы
1240
год... Разрушен стольный град, мать градов русских — Киев. Несметные
полчища татар заливают Русскую землю, разрушая ее города, сжигая
селения. Гибнут одно за другим воинства отдельных русских княжеств,
осмелившихся вступить в борьбу с ними. Но вот новая беда — и с запада
двинулись враги на Русь Православную. Шлют на нее рать шведы, а за ними
оттачивают свои мечи тевтонские и ливонские рыцари. У них общая цель —
завладеть не только землей, но и душой русского народа.