. храм Вознесения Господня в Кашире - Возражение четырнадцатое
Воскресенье, 19.08.2018, 06:45

...

Меню сайта
Наш плеер



Статистика

Возражение – Я имею мою собственную религию; я хочу повиноваться Богу, а не человекам. К чему Церковь и все ее уставы?

Ответ – Что ж это за собственная религия, которой ты намерен держаться? Не значит ли это, что ты не хочешь жить в своеволии? Исполнять только те религиозные обязанности, которые не тягостны для твоей лености и невоздержания? упражняться в тех добродетелях, к которым чувствуешь наклонность, и отвергать те, которые трудны и противны страстям твоим? Такой религией, друг мой, нельзя угодить Богу, Который требует от нас прежде всего смирения и самоотвержения; нельзя быть верным последователем Иисуса Христа, "Который смирил себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя" (Флп.11,8). Такая религия не возродила бы мир в жизнь новую духовную; христианин, поступающий так, по имени только отличался бы от язычника. Ты хочешь "повиноваться Богу, а не человекам"! Да как же это сделаешь, если Сам Христос сказал Апостолам "Слушаяй вас Мене слушает: а отметаяйся вас, Мене отметается" (Лк.10,16). Это сказано не об одних Апостолах, но о всех, которые чрез непрерывное рукоположение от них приняли власть "вязать и решить", чему подтверждением служат слова Христовы, когда молит Отца об учениках и продолжает: "не о сих же токмо молю, но и о верующих словесе их ради в Мя; да вси едино (т.е. единодушно) будут: якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, да и ти в Нас едино будут" (Ин.18,20.21). И возносясь на небо Господь сказал: "Се Аз с вами есмь по вся дни, до окончания века, аминь" (Мф.27). Видишь ли, что должно повиноваться и человекам, то есть Церкви, утвержденной самим Христом! Ты говоришь: "к чему Церковь и все ее уставы?". На это достаточно бы отвечать, что Господь сам учредил ее, следовательно это было нужно. Но я постараюсь объяснить это пространнее. Учреждение Церкви необходимо было для сохранения во всей чистоте учения Христа и Его Апостолов; оно без сомнения скоро бы изменилось, если бы всякий имел право объяснять по своему Св. Писание и догматы, на нем основанные, принимать или отвергать священные предания и самопроизвольно уклоняться от постановлений и порядка, необходимого во всяком благоустроенном обществе, как духовном, так и гражданском. Это и было делом Св. Соборной и Апостольской Церкви, учредить этот необходимый порядок. Св.Писание, на коем основана вера наша, требует объяснения, ибо как говорит апостол: "Письмя убивает, а дух животворит" (2Кор.3,6). В нем встречаются, по-видимому, противоречия, которые должны быть соглашены. Кто же может рассудить это, кроме Церкви? И самые отцы Вселенские с великим трудом и глубокими изысканиями объяснили оные. Каждый де человек отдельно мог бы придать ошибочный смысл некоторым изречениям, как то и делали ересиархи, основавшие свои заблуждения на каком-нибудь отдельном тексте. Кто же опровергнет с силою и властию ложное учение, если не Св. Церковь, которая не может ошибаться, потому что озаряется Духом Святым, по слову Христову Апостолам: "Дух истины, той вы наставит на всякую истину" (Ин.16); а также и по самому свойству вселенской соборности она должна быть и есть непогрешительна. Мы видим и в гражданских делах, что составление законов и объяснение их, не предоставляется произволу частных личностей, но собранию опытных государственных мужей; кольми же паче в делах духовных необходимо обсуждение соборное и воспрещение личного произвола. Господь Иисус Христос основал Церковь, избрав Апостолов и дав им власть "вязать и решить". Он, по воскресении, являлся им, беседовал с ними "яже о царствии Божии" (Деян.1), то есть о строении и управлении Церковью Его; и "отверзи им ум разумети Писания" (Лк.24,45). Его Божественные уста изрекли: "не вы бо будете глаголюще, но дух Отца Моего глаголяй в вас" (Мф.10,20). - "Иже вас приемлет Мене приемлет, а иже приемлет Мене, приемлет пославшего Мя" (40), - "аминь глаголю вам елика еще свяжете на земли, будут связаны на небеси; и елика еще разрешите на земли, будут разрешена на небесех" (Мф.18). Прияв такую власть от Господа и право рукополагать Епископов и Пресвитеров, Апостолы везде учреждали Церкви, предписывая верным полное повиновение: "Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтесь: тии бо бдят о душах ваших" (Евр.13). Апостолы дали уставы Церквам не только написанные в посланиях их, но также изустные, сохраненные в священном предании их учениками. Сии священные Предания имеют начало от самого Иисуса Христа, научавшего тайнам царствия своих Апостолов по воскресении. В последней беседе пред страстию Господь сказал ученикам: "Еще много имам глаголити вам, но не можете носити ныне. Егда же приидет Он Дух истины, наставит вы на всякую истину" (Ин.16). "Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам" (Ин.14). Апостол же Павел о сем предмете пишет к Титу: "сего ради оставих тя в Крит, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех" (Тит.1,5). - И к Солунянам: "темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом или посланием нашим" (2Сол.11,15). - "Аз бо приях от Господа, еже и предах вам... О прочих же егда прииду устрою" (1Кор.11,23.34). По сему можешь видеть ясно, что многое, принятое от Христа, было передано устно Апосталами верным ученикам своим. Следовательно, священные предания равную имеют силу с Св.Писанием. Достоверность же священных преданий утверждается тем, что вся Соборная Церковь, по тщательном рассмотрении, приняла их; а Церковь Соборная заблуждаться не может, потому что она есть по слову Апостола: "столп и утверждение истины" (1Тим.3,15) - "Церковь наздана на основании Апостол и Пророк, краеугольну сущу самому Иисусу Христу" (Еф.11,20) и имеет обетование Господне, что "врата адова не одолеют ей" (Мф.16,18). Когда Церковь верных сделалась многочисленна, тогда почувствовалась необходимость соборного обсуждения дел, касающихся веры и богослужения. Первый Собор Апостольский (Деян.15) послужил примером Вселенским Соборам. "Тако изволися Духу Святому и нам", - писали Апостолы к Церквам; этим же изволением Духа и Соборы Вселенские утверждались. На Соборе Апостольском видим совершенное равенство: нет между ими главенствующего; но по долгом обсуждении все единодушно постановили правила. Так поступали и Семь Вселенских Соборов: оно составлялись из представителей всех Церквей, созываемых императорами; в них заседали великие Отцы, прославленные святостию жизни и глубокою мудростию; они-то обсудили и утвердили канон Св. Писания: Священное Предание, Догматы веры, уставы и порядок Церковный. Следовательно, правила, ими постановленные и принятые всею Вселенскою Церковью, имеют неоспоримую силу закона; и отметающие их отметаются самого Христа! Вселенские Соборы имели по всей справедливости право судить и низлагать Патриархов и Епископов; им одним могла принадлежать непогрешительность, которая не может быть свойственна никакой отдельной личности: ибо ни один даже из Апостолов себе ее не присваивал. Подобным образом поместные Соборы составлялись из представителей нескольких епархий и приходов, подведомственных какому-либо Архиепископу, митрополиту или Патриарху; они собирались для устройства порядка своих Церквей; но они должны были действовать не иначе как сообразно с правилами Вселенских Соборов, и не могли делать в них ни малейшего изменения. Решения сих частных Соборов были обязательны для подвластных им Церквей. Понимаешь ли ты теперь, что тот "подобен язычнику и мытарю", кто "преслушает Церковь" (Мф.18,17), Едину Св. Соборную и Апостольскую, которую ты исповедуешь в Символе Веры, и которая пребывает в тех правилах яже предаша нам иже исперва самовидцы и слуги бывшие Слова (Лк.1,2).

Календарь
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz